Сайт "Диалог XXI век"

Главная страница сайта congress2008

Секции конгресса

Список российских участников

Доклады по алфавиту участников

Доклады по секциям,симпозиумам, круглым столам конгресса

 

 

Секция “Современная философия”

 

Анормирование в процессах развития

Баллах Кирилл Евгеньевич

Россия, Омск,

Омский Понятийный Клуб

profforg@bk.ru

 

 

 

Аннотация

Размышляя об анормировании, автор рассматривает анормирование как один из способов выхода в пространство, в котором рождается всё творимое, и что это способ означает для современного общества.

На протяжении человеческой истории, общество устанавливало для себя всевозможные нормы и табу, система которых его и определяла. Особенно важно это становится в современном обществе, в обществе в котором помимо задач воспроизводства себя, ставятся задачи развития, что предполагает постоянное создание новых норм.

Как появляются нормы? Что для этого нужно? Какого склада люди это способны осуществить? Какие существуют угрозы? На эти и другие вопросы автор даёт ответы в виде контуров размышлений. Размышляя об анормировании, автор невольно коснулся грани и пределов человеческого мира, заглянул за горизонт, за которым находится что-то другое.

 

 

 

Размышляя об анормировании, мы не можем обойти стороной такое понятие как норма, а также не сказать о тех условиях, при которых нормы рождаются и живут.

На всём протяжении человеческой истории, общество устанавливало для себя всевозможные нормы и табу, система которых обеспечивала жизнь и воспроизводство этого общества.

До определённого момента, пока решалась задача выжить, шло накопление норм и закрепление их в традиции, речи о анормировании и быть не могло, нарушение табу и выходы за пределы норм, были крайне опасны и ставили под угрозу всё общество, в котором это имело место быть.

Но, тем не менее, во все эпохи появлялись люди, которые выходили, или пытались выйти за пределы норм. Некоторые из них начинали жить по-другому, и становились «ненормальными». В разные эпохи с такими людьми поступали по-разному, чаще всего не лучшим для них образом.

Это «ненормальное» имело право на жизнь, только в том случае, если не угрожало обществу и не ставило его на грань выживания.

С развитием производственных отношений, и появлением некой прослойки продовольственной безопасности, а также создание системы защиты прибавочного продукта, начала складываться принципиально другая ситуация, которая заключалась в следующем: человек получил больше времени, а, следовательно, больше возможностей. Человек в современном мире освобождён от многих проблем и задач, в ситуации преодоления и решения, которых находился человек прошлого. У современного человека всё больше свободного и незанятого времени, и гораздо больше пространства для творческой работы, для осознания себя и окружающего мира. Мира не только натурального, физического, но и человеческого мира, в котором и живут нормы.

Нормы живут на людях до тех пор, пока люди затрачивают усилия по их поддержанию. В этой связи важна связка норма-реализация нормы, иначе норма отмирает. Нормы нуждаются в поддержке различных институций, когда же они достаточно укорены, они отходят в пласт более устойчивой субстанции – традиции. Нормы пронизывают человеческое общество, в отличие от традиций, которые неизменны и берут начало из прошлого, нормы, являются ответом на изменяющийся мир, и выступают как один из способов его принятия и освоения.

Особое место нормы занимают в деятельностных структурах, которые собственно эту деятельность и оформляют, и превращают из различных актов действий, в деятельность. Нормы задают границы и рамки, которые позволяют ориентироваться в человеческом мире, и крайне важны для того, чтобы человеческое общество сохранилось и продолжило своё существование.

Тогда почему же мы говорим о анормировании как средстве развития?

До тех пор пока человек находится в структурах деятельности, социальности и власти. Пока человек живёт как нормальный человек, то есть по нормам, он эти структуры не в силах не изменить, не создать новые.

До какого-то исторического момента вопрос так и не стоял, и, наверное, это было не нужно и опасно. В устойчивых и стабильных системах, нацеленных на воспроизводство самих себя, изменения могут привести к гибели.

Но в тот момент, когда системы выходят из равновесного состояния и разрушаются, всегда встаёт вопрос: как дальше жить, каким нормам следовать, а каким нет, встаёт вопрос о создании новых структур, которые бы соответствовали ситуации, времени и т.д.

Раньше такие ситуации возникали после разрушительных войн, страшных эпидемий, природных катаклизм, голода и т.д., Они возникали как бы естественным путём, вместе с системой рушились и институции, которые поддерживали нормы, и чтобы жить дальше, необходимо было строить новую систему. Но как это происходит? Как правило, люди восстанавливают нормы и институции, в которых жили до этого. Например, если люди оказываются на необитаемом острове, они восстанавливают, то общество, в котором жили: восстанавливают институты власти, институт семьи, институт суда и т.д. Другого помыслить не могут. В какой то степени человечество является материалом, на котором сидят нормы, и это общество пользуют, поэтому человек всегда делает то, что привык, то, что положено, то, что по норме, а не то, что нужно.

Но именно в этот сложный для общества период, люди вынуждены принимать и институциализировать новые нормы, так как ситуация уже другая, и для того чтобы жить требуются новые нормы. В эти переломные периоды, происходит следующая вещь: некоторые из тех, кого раньше считали «ненормальными», кто жил и думал по-другому, становятся лучшими людьми.

Со временем эти переломные моменты стали создавать искусственным образом, появились революции, целью которых было установить нормы революционеров.

В современно и быстроменяющемся мире, количество переломных моментов участилось на единицу времени, и, учитывая процессы уплотнения мира, будут только расти, природа их появления, как естественным путём, так и специально сконструированным.

Постоянные катастрофы, различного рода атаки на системы всех уровней, растущее число субъектов стремящихся сделать мир под свои требования, всё это ставит вопросы о дальнейших путях развития общества, и даже более острые вопросы о его сохранении.

Прежних норм уже не достаточно, чтобы обеспечить равновесие быстроменяющегося мира. Требуются новые нормы, с помощью которых, человек сможет адекватно отвечать на вызовы времени, и эти нормы с разной степенью успешности создаются.

В этой связи, для современного мира остро стоит вопрос создания норм.

Какова будет природа этих норм, зависит от целей и внутренних ограничений (нравственности) их создающих, в данной статье мы это не рассматриваем, нам гораздо важнее процесс зарождения норм.

Находясь внутри норм и полностью им, следуя, невозможно создать новые. Нам известно из истории, что развитие обеспечивали маргинальные элементы, которые находились за пределами нормального. Поэтому нам важен вопрос: как попасть в пространство, где нормы творятся, пространство из которого обеспечивается развитие.

В пространство непонятного, в пространство в котором существуют лишь гроздья проблем, и нет никаких образцов, в пространстве, где не видно ориентиров и не на что опереться. В пространство, где равноположены все доступные нам нормы и мы берём те, которые необходимы, а не те, к которым привыкли.

В это пространство выйти нелегко, но если мы понимаем необходимость создания норм, понимаем необходимость сохранения человеческого общества, это сделать необходимо. За счёт чего можно выбраться в то пространство? Как заглянуть за горизонт?

По отношению к этому людей можно разделить на три категории:

1.     Те, кто рождается в этом пространстве, силой данной свыше (пророки, например)

2.     Те, кто выходит туда, опираясь на свою личность и собственные силы

3.     И те, кто воспринимает и первых и вторых как ненормальных.

Последних, большинство, и это правильно, иначе общество бы развалилось. Но, тем не менее, они вынуждены жить в нормах созданными первыми и вторыми.

Анормирование мы можем зафиксировать на переходе норма – в не норму, поэтому в наших рассуждениях, нам, прежде всего, важна вторая, выделенная нами, категория. Так как только они этот переход осуществляют.

Прежде чем переход осуществлять, сначала надо увидеть и зафиксировать существующие нормы. И для того чтобы вносить новые, мы должны понимать, как это скажется на всей системе в целом. Бездумное вбрасывание норм в систему может поставить под угрозу всю эту систему. Тот, кто меняет нормы, должен понимать природу взаимосвязей этих норм, должен понимать ряд базовых норм, за пределами которого уже лежит нечеловеческое. И если он не ставит целью разрушить человеческое общество, действовать он должен осторожно и обдуманно.

Сложно помыслить человека в анормированном пространстве, так, как даже отделив себя от норм лежащих в социальных, культурных, деятельностных, властных структурах, человек всё равно остаётся в том или ином языке, говорит и думает на нём, тем самым находясь в нормах языка. Поэтому, говоря о анормировании, нужно понимать пределы, в которых ещё можно создавать и жить, и пределы в которых ничего нет, за пределами языка.

Благодаря чему человек может оказаться вне структур, произвести анормирование.

Первое, ему нужна внутренняя сила. Так как среда будет сдерживать его, и крепко держать в принятых нормах.

Второе, у человек должна быть способность к воображению, к созданию новых образов, новых картинок мира и под них уже новых норм.

Третье, человек должен обладать необходимой системой координат, для ориентирования в том пространстве, чтобы отделять, что важно, а что нет.

Четвёртое, должно хватить человека для реализации создать новые нормы из этого пространства. Здесь также важна связка норма-реализация. В противном случае, все усилия пройдут незаметно для окружающего мира, а следовательно не будут иметь никакого смысла.

Люди способные выходить за пределы, и обладающие всем необходимым для этого, способны не только удерживать человеческий мир в рамках, которые не позволят этому миру расползтись, но и способные реализовывать свои картины мира, исходя из своего понимания: какое будущее им нужно.