Сайт "Диалог XXI век"

Главная страница сайта congress2008

Секции конгресса

Список российских участников

Доклады по алфавиту участников

Доклады по секциям,симпозиумам, круглым столам конгресса

 

 

Секция “Философия технологии”

 

Онтология и эпистемология технической реальности

 

Кудрин Борис Иванович

доктор технических наук

профессор

главный редактор журналов

«Общая и прикладная ценология» и «Электрика»

профессор Московского энергетического института

(технический университет)

генеральный директор ООО «Технетика»

 

coenose@rambler.ru

сайт: www.kudrinbi.ru

 

 

 

Abstract

Technical reality is represented by the components of technetics (technique, technology, materials, products and wastes), which form the original community – cenosis – with a structure being described by a postnonclassical third scientific picture of the world.

Осмысливается онтологический факт поглощения биосферы техносферой, эпистемологическая результативность математического моделирования негауссовыми авторскими H-распределениями общности структуры ценозов (cénose, cenosis) любой из наличествующих реальностей: физической, биологической, технической, информационной, социальной (рассматриваемых с постнеклассических позиций объективности глобальной эволюции). Постнеклассическое видение технического опирается на конструктивность установления вещного сущего как такового, на объективность технической реальности как бытия, составляющие которого объединены термином «технетика», включающим технику, технологию, материал, продукцию, отходы. Слабосвязанные элементы – штуки – особи – образцы технического мёртвого, живого, технетического образуют техноценозы, построение и функционирование которых объяснено постнеклассическими постулатами третьей научной картины мира и вложенность которых образует техносферу. Сделан вывод о становлении общей и прикладной ценологии как трансдисциплинарной науки.

 

 

 

Всё очевиднее, что открытые наукой новые возможности удовлетворения запросов лишь усугубляют сложности и невероятности самогó жития человечества, не решая, а обостряя социальные проблемы во всех областях существования личности как субъекта права. При этом, говоря о глобальном эволюционизме и контурах новой цивилизации, не в полной мере осознаны три важнейших факта онтологии.

Во-первых, возникшая в результате Большого взрыва природа мёртвая, миллиардолетняя (физико-химический мир), в человекомерных масштабах закончившая свою эволюцию, и миллионнолетняя природа живая (органический мир), оставаясь генетически единым со времени своего возникновения – обе в своей сущности не стали иными за время наличествующего бытия. Природа не привнесла, породив Homo sapiens, новых физических и биологических законов, ограничившись постоянством всех тех мировых констант (масса электрона, скорость света и проч.), которые обеспечили антропный принцип – появление жизни и человека.

Во-вторых, наше бытие стало техногенным. Тысячелетиями развиваясь, техническая реальность уже в ХХ веке стала всеобщей и всепроникающей: в любой из единиц-особей (организмов) биологического царства приборно обнаруживаются следы техногенного. Вдохнув свежий выхлоп, на протезах, с пломбами в зубах и шунтом в сердце по планете Земля уверенно шагает Homo sapiens кормить пингвинов дустом. Техносфера поглотила биосферу, имея не только границы выше и ниже неё, но и неотвратимо их расширяя.

В-третьих, появление и развитие информационной среды столетия назад, с неизбежностью породило закрепление информации – документ (в письменной, файловой и других формах). Возникли информационная реальность, информационные ценозы, виртуальный мир, эволюция которого осуществляется по закону документального отбора. Лавина разнообразнейшей информации, по большей части не востребуемой, качественно преобразовала реальность социальную, сделав производство, потребление, искусство – самоё жизнь – невозможными без техногенного и информационного обеспечения.

Покажем, что техническое бытие как единое есть объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания, дискурсивно сосредоточим внимание на материальной (не на информационной, не на социальной) стороне существования цивилизации в ХХI веке.

Говоря о новой парадигме технического восприятия мира, иной онтологии и эпистемологии, я имею в виду, что человек сегодня выживает не при помощи отдельных орудий и продуктов своей деятельности (как в начале антропогенеза), а вполне успешно живёт среди непредсказуемого множества окружающих его нужных и не нужных вещей и не им самим произведённых продуктов, неизмеримо бóльшая часть которых создана до рождения живущих. Изделия окружающего технического, зафиксированного во времени и пространстве, образуют своеобразные сообщества – технические ценозы (cénose, cenosis). Глобальный эволюционизм технического диктует появление другого технического так, что каждая из единиц технического как изделие-особь переделывает окружающее в направлении, благоприятном для себя (как для изделия-вида), что и отражает действие закона информационного отбора (см. Кудрин Б.И. Введение в технетику. Томск. 1991; Техническое творчество. Словарь. М. 1995; Глобалистика. Энциклопедия. М.-N Y. 2003).

Рефлексируя относительно приведённых фактов и гносеологически выделяя всеобщее, я рассматриваю техническое, с одной стороны, как целостность; с другой – как нечто, представляемое рядом специфических сущностей, каждая из которых требует своего эпистимологического подхода и к которым можно отнести: создаваемую и эксплуатируемую технику, разрабатываемую и применяемую технологию, получаемые и используемые материалы, производимую и потребляемую продукцию, возникающие и перерабатываемые отходы. Объединим всё понятием Технетика, которое как единое документально определяет технику, технологию, материал, продукцию, отходы (документ – ключевое в моём определении).

Говоря о технической реальности как бытии, мы не можем не связать его с пространством и временем. Здесь и сейчас есть вещное окружение, составившее столько техноценозов, сколько возможно субъективных конвенций по их выделению. Из логической конструкции Платона "я" и "стул", не отождествляющего знания с восприятием, удалим "я", оставив "голый факт" – существование стула. Превращение такого факта в факт научный – не формализуемый процесс. Техническая реальность как окружающий нас мир, взятый в антропогенном масштабе, позволяет сделать следующий (за Анаксимандром) шаг, добавив к выделенным мёртвому и живому бытие техническое. Присоединив к ним реальность информационную и реальность социальную, мы онтологически исчерпываем все виды реальностей, с которыми имеет дело человек сегодняшний. Любая другая реальность входит соподчинённо в одну из названных.

Если максимально широко классифицировать всё техническое вещное, то конструктивно на уровне артефакта-организма-изделия-особи (индивида, индивидуума) техническое может быть: 1) техническим мёртвым (орудийная техника нынешняя инструментальная, материалы, комплектующие, запчасти; простейшие изделия; излучения и поля), не делающим попыток противостоять второму закону термодинамики; 2)техническим живым (органическим: штаммы микроорганизмов, овечка Долли); 3)технико-технологическим (технетическим), требующим внешнего энергообеспечения, противодействующим локально росту энтропии и ужé, подчеркнём, всегда (вместе с техническим мёртвым и техническим живым) образующим технические ценозы.

Техника (τέχνη) устойчиво понимается двояко: как совокупность средств, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества (по Марксу), и как вид человеческой профессионально оцениваемой деятельности (высокая техника игры на скрипке, техническая доработка документа) Техника изделие или совокупность изделий таких, что каждое определено алгоритмически документом и есть предмет производства, основанного на той или иной технологии. Изделие – самостоятельно функционирующая дискретная единица.

Для постиндустриального общества ключевое понятие – технология. Она, не являясь близнецом техники, есть документально определённая совокупность применяемых для получения готовой продукции методов и процессов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы материалов и изделий, а также приёмы, способы и операции, связанные с транспортировкой, складированием, хранением.

Итак, техника образует каркас, структуру техноценозов, а технология обеспечивает процессы функционирования и отдельных агрегатов, и техноценоза в целом. Технология – материализующаяся душа техники. Основа её – единичный документированный технологический процесс, акт движения. Техника − онтологическая категория, которая, в отличие от умопостигаемых форм и сущностей Платона, связана с представлением такого материального, которое физически (и морально) стареет, изнашивается, ветшает (вырабатывает ресурс и проч.), умирает, с неизбежностью уходя в небытие и растворяясь в вечности. Технология есть категория гносеологии, есть нечто познанное, не обязательно истинное и этически выверенное знание о том, что и как делать. И в этом идеальном качестве она неуничтожима, не исчезает, не забывается. Конечно, технология стареет морально, технически, политически, экономически, экологически, ставя проблему внедрения новых технологий, овладения информационными, использования нанотехнологий: она вечна как эпистемологический результат "увидения" законов возникновения, существования и эволюции последовательно порождающих друг друга реальностей, каждая из которых взаимодействует с той или иной составляющей технетики.

Материал (materials) есть собирательный термин, обозначающий разнообразные вещественные элементы производства, используемые главным образом в качестве предметов труда. Это сырьё, материалы основные и вспомогательные, топливо, энергия, покупные изделия и полуфабрикаты, запасные части для ремонта, инструменты, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Материалы – это индивидуальные химические соединения, простые тела, их композиции и композиты, сплавы, смеси и растворы, предназначенные для изготовления заготовок, деталей, узлов, агрегатов, машин и приборов, а также для получения других материалов. Обширно техническое, подходящее под понятие материал: это наноматрицы, элементарные частицы; микрочипы; поля, волны, излучения.

Кроме техники, технологии, материалов, определяющих выпуск продукта, необходимо выделить как дефиниции: 1) документально определённый результат – конечную продукцию (осязаемую и неосязаемую), т. е. само изделие-продукт; 2) отходы и остатки производства отдельного изделия: шлаки, шламы, золы, oтстой, обрезь, стружку, щепки (но – технологическая щепá), окалину, наrap, сажу, макулатуру, отбросы, мусор, пыль, скрап, лом, хлам, брак (trash), загрязнения, выхлопы, выбросы и сбросы в воздушный и водный бассейны; электромагнитные, радиационные, световые, шумовые и другие побочные материальные явления, которые все условно назовём отходами ( в России экологическое право понимает под загрязнением любое изменение физико-химического состава природной среды любым способом и в любой степени).

Выделение отдельных составляющих технетики по их сущностным отличиям позволяет, во-первых, увидеть холистически специфику отдельного и исследовать взаимодействие между собой каждой пары составляющих; во-вторых, рефлексировать по поводу научной картины мира – мировоззрения, на основе которого все они разрабатываются в рамках первой физико-химической картины мира; затем как материальная субстанция единичного артефакта создаются и выступают как продукт в рамках второй вероятно-статистической научной картины мира, где математика гауссова. Наконец, множество единиц-особей, не обязательно практически счётное, техники (станок, стул), технологии (доменная плавка, приготовление борща), материала (нержавейка, шёлк), конечной продукции, экологического воздействия в локализованном пространстве и в текущее время образует ценозы, формирование видовой структуры и структуры по выделенному параметру которых определяется законом информационного отбора, концептуально восходящим к Дарвину и Шмальгаузену, математическим аппаратом Н-распределений – к Колмогорову и Гнеденко. Оказалось, что ценозы (любые) образуются, функционируют, эволюционируют по постулатам третьей ценологической картины мира, составляющей, собственно, основу постнеклассической философии техники, что я и называю философией технетики.

Если определить технетику и как науку о техноценозах, то гносеологически существенно, что ценоз не есть только множество дискретных элементов-особей: обязательна родо-видовая классификация рассматриваемого семейства элементов. По Аристотелю, суть бытия имеется там, где даны виды рода. Техноценоз есть бытие, существующее само по себе, независимо от субъекта – das Ding an sich, "вещь в себе" (трансцендентное, по Канту, Гуссерлю, Хайдеггеру). Мы не можем техноценоз выделить как единое целое. Лишь абстрагируясь и увязывая это понятие с заимствованными из биологии и имеющими смысловое техническое значение понятиями техническими – особь, вид, семейство; из информатики – текст, словарь, мы можем исследовать какое-то семейство изделий. Техноценоз как общее представление – опосредовано, т. е. выделяемо при помощи отношений с другими объектами, и не является созерцательным. Техноценоз – трансцендентальное "нечто", получаемое априори.

 Речь идёт об умозрительном познании объекта, который именно как объект познания не дан материально, а задан – как задаётся математическая абстракция. Рефлексия постнеклассического видения философии технетики требует  представления класса математических моделей, ориентированных на описание структуры ценозов негауссовой математикой. Аппарат основан на использовании устойчивых распределений неустойчивых частот, устойчивые плотности которых выразимы через обычные формулы и которые убывают при больших х приблизительно как гиперболы, которые имеют вероятности-меры, но не имеют вероятностей, понимаемых в виде пределов частот. Поэтому теоретически отсутствует математическое ожидание (среднее) и неограничен рост дисперсии (увеличение наблюдений увеличивает ошибку).

Тонкость заключается в том, что технетическое, получив энергию со стороны, начинает выполнять всё большее количество функций, всё разнообразнее, всё самостоятельнее, всё больше отдаляясь от человека. Интеллект технетического уже создал ситуацию, когда человеку предписывается действовать не так, как он считает, а как предписывает техника (башкирский самолёт над Швейцарией). Человеческий фактор – причина большинства техногенных катастроф.

Техноценоз, в котором оказывается индивид-особь, навязывает ему его же вещное окружение. Даже собаки мегаполиса образуют техноценоз, где особь чистит зубы, имеет парикмахера и врача. Человек живёт в целлулоидном мире симулякров и контрафактов, всё ещё не ощущая, а потому не осмысливая объективность и направленность вектора техноэволюции. Важным, но мало осознаваемым является вопрос о том, что всё производство сейчас осуществляется по документам (более общо – вся социальная жизнь). Нет ни одного вида продукции, не подтверждённого и не оформленного документально (криминал и коррупция лишь подтверждают это положение). Этим отсекается большая часть технической реальности, которая создаётся каждым человеком в личном хозяйстве или в иной, повседневной документально не определённой деятельности.

Техническую реальность порождает непроизводственная деятельность человека, в том числе искусство, образование, развлечения. Я лишь утверждаю, что любой изготовленный вами лично предмет не оказывает влияния на развитие цивилизации до тех пор, пока он не будет описан, "задокументирован". Порождение технической реальности самóй технической реальностью может происходить в соответствии с целями (не обязательно диктуемыми моралью), которые ставят отдельный человек, группа лиц, человечество в целом, но может происходить независимо от воли человека так, как требует функционирующий ценоз.

Обратим внимание на определённую завершённость ценологической теории (см. трансдисциплинарный журнал «Общая и прикладная ценология»), находящейся в русле синергетики, фрактальности, самоорганизации, негауссовых распределений, Своевременно оформление науки о технической реальности - технетики, которая включает техническое мёртвое, живое и технетическое, собирающееся в сообщества; опирается и порождает информационную среду (где действуют документальный отбор) и социальное общество (где, надо полагать, действует отбор интеллектуальный). Составляющие технетики (техника, технология, материал, продукция, отходы) эволюционируют по закону информационного отбора. Технетика, конечно, основывается на первой классической научной картине мира и выросла из неё; использует, естественно, вероятностные представления второй научной картины мира, но преимущественно опирается на свою – третью научную постнеклассическую картину мира и адаптированную мной негауссову математику.