Сайт "Диалог XXI век"

Главная страница сайта congress2008

Секции конгресса

Список российских участников

Доклады по алфавиту участников

Доклады по секциям,симпозиумам, круглым столам конгресса

 

 

Секция “ Онтология

 

ЗАКОНЫ ФИЛОСОФИИ:

СОВРЕМЕННАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ

 

Дубровский Владимир Николаевич

д.ф.н., доц.

г. Кострома, Россия

 

 

 

 

I introduce new laws of philosophy, from which laws ethics and of aesthetics are received.

 

 

 

Так как существует иерархия в уровнях организации мира (например, социальный, биологический, физический и космический аспекты мира), то имеет место множественность аспектов философии, каждый из которых ориентируется на тот или иной уровень организации мира. Поэтому, говоря о законах философии, надо указать о каком аспекте идет речь.

В своих рассуждениях я буду ориентироваться на высший, космический мир, но для примера буду использовать также и физический мир.

Все науки можно разделить на фундаментальные и представительные. К представительным наукам относятся философия и математика. Они представляют фундаментальные науки, выполняя функции более удобного качественного (философия) и количественного (математика) языка. Так как фундаментальные науки, при соответствующей их зрелости, базируются на определенных законах, то и представительные науки должны содержать в себе некую основу, следствием которой они являются.

Чтобы прийти к законам философии космического мира, надо исходить из следующих принципов: I) единой основы (первоосновы) всего сущего, 2) внутренней активности основы всего сущего, 3) скачка во внутреннем движении основы всего сущего. Для физического мира это будут принципы: I) единства всего сущего, 2) активности всего сущего, 3) скачка в движений всего сущего.

Сущее - это то, что существует. Существование обнаруживается чувственной, рассудочной, разумной и интеллектуальной способностями человека. Чувственное существование фиксируется органами чувств; рассудочное - логическими рассуждениями; разумное - позитивными мыслями, очевидными для разума; интеллектуальное - негативными мыслями, очевидными для разума, в частности, мыслями об отрицании вещей самих по себе, т.е. вещей без их взаимодействий, короче говоря, мыслями об отсутствии абсолютов.

Отметим, что основа всего сущего, с точки зрения философии космического мира, есть мыслимое, но воображаемое сущее, а с точки зрения философии физического мира - рассудочное сущее. Эта основа не может быть ни чувственным сущим, ни только мыслимым сущим. Чувственное сущее связано с отличным от основы сущим, а только мыслимое - с математическим сущим. Воображаемому мыслимому сущему можно дать чувственный образ, однако следует иметь в виду, что он не адекватен чувственному образу за счет органов чувств (воображаемый в мыслях треугольник отличен от чувственного треугольника). Космология и фундаментальная физика и представляющая их философия занимаются воображаемым мыслимым сущим и рассудочным сущим соответственно.

Принцип единой основы всего сущего есть утверждение разума, заключающееся в постулировании единой основы всего сущего, которая, являясь сущей, не имеет другой основы, кроме самой себя. Он позволяет утвердить первый закон философии космического мира: всё сущее имеет единую основу (которая совпадает сама с собой, т.е. является первоосновой).

Для физического мира указанный принцип следует трансформировать так, чтобы на передний план выступало единство всего физического сущего, а основа всего сущего фигурировала как сущее рассудка, в отличие от сущего разума в случае первоосновы бытия. Тогда первый закон философии физического мира будет звучать так: всё физическое сущее едино.

Так как основа всего сущего есть сущее, то, ввиду ее внутренней активности (духовности), она может спонтанно менять свое состояние, т.е. показываться. Если показывающееся воспринимается, то оно является, ибо явление связано с взаимодействием. В основном состоянии (которое вырождено) единая основа всего сущего только показывается, ибо ей не с чем взаимодействовать (переходы между различными основными состояниями практически безинерционны). Но так как она активна, то возможны ее самовозбуждения, а значит и спонтанные переходы в возбужденные состояния. Эти переходы можно понять, если учесть, что самоактивность означает не только активность в изменении, но и активность в сохранении, что ведет, в конце концов, к переходам в возбужденные состояния, а значит, и к взаимодействию двух различных состояний, т.е. к явлению. Поэтому единая основа всего сущего, самовозбуждаясь, создает сама в себе множественность своих состояний и их взаимодействий.

Ввиду того, что всякое взаимодействие подчинено определенным законам, в недрах основы всего сущего рождается множество законов явлений одного состояния другому, отличному от него состоянию. Среди состояний этой единой основы может появиться сильно возбужденное бифуркационное состояние, распад которого приводит к рождению принципиально новых единиц бытия, не заключенных в основе всего сущего, с превалированием инертности (материальности) над активностью (духовностью).

Второй принцип философии космического мира позволяет высказать второй закон философии этого мира: основа всего сущего активна вплоть до самовозбуждения. Она показывается и является для самой себя, расщепляя своё единство на множественность.

Для философии физического мира указанный принцип следует трансформировать так, чтобы на передний план выступала внешняя активность всего физического сущего, т.е. взаимодействие, а внутренняя активность и возбудимость должны фиксироваться рассудком, а не постулироваться разумом, как в случае внутренней активности и самовозбудимости основы всего сущего. Тогда второй закон философии физического мира будет гласить: всё физическое сущее активно и возбудимо.

Активность основы всего сущего непрерывна, но переходы из основного в возбужденные состояния - скачкообразны, ввиду накопления инертности. Это положение надо возвести в принцип, ибо из него можно сделать далеко идущие выводы: наличие взаимодействия, связь духовного с материальным, рождение принципиально нового сущего после спонтанного перехода из основного в возбужденные состояния и их распада, и т.д. Если позитивную активность ассоциировать с духовностью, то скачкообразность будет говорить о появлении материальности, поэтому уже в недрах единой основы всего сущего духовность (позитивная активность) оказывается неразрывно связанной с материальностью (негативной активностью), хотя и превалирует над ней.

Принцип скачка во внутреннем движении основы всего сущего ведет к утверждению третьего закона философии космического мира: основа всего сущего самовозбуждается скачкообразно.

Для философии физического мира указанный принцип надо трансформировать так, чтобы на передний план выступала скачкообразность во внешнем движении объектов физического мира: всё физическое сущее меняется скачкообразно.

Таковы три закона (единства, активности и скачка) философии космического и физического миров. Первый закон физического мира позволяет представить единую релятивистскую квантовую теорию поля и единую теорию всех сил и вещества, второй - эволюционное уравнение движения, третий - квантовый характер всех микропроцессов. Несложно преломить указанные законы на биологический и социальный миры. Таким образом эти законы являются общими законами современной философии.

Без всякого сомнения основа всего сущего и всё сущее познаваемы, и это положение не надо возводить в принцип, ибо они являются чувствам, рассудку или разуму. Интеллект же удерживает разум от абсолютизации.

Так как основе всего сущего нельзя приписать субъект-объектных, причинно-следственных, пространственно-временных и других (например, импульсно-энергетических) характеристик, то мы вынуждены пользоваться бедным языком, говоря о самоактивности, самовозбудимости, различных ее состояниях (основном, возбужденном, бифуркационном) и скачкообразности переходов к ним. Большего и нельзя требовать от философии, основанной на фундаментальных законах единства, активности и скачка.

Покажем теперь как из законов философии космического мира следуют законы космической этики и космической эстетики. Я указал, что развитие всего сущего начинается из предродового (бифуркационного) возбужденного состояния основы всего сущего с её смыслоорганизующей активностью. Начиная свое познание, я вижу, что всё физическое сущее (природа) законосообразно, упорядочено, целесообразно, возвышенно и прекрасно, и что оно родилось из основы всего сущего. Отсюда я делаю вывод, что в своей деятельности и в своем видении возвышенного и прекрасного я должен ориентироваться на принципы функционирования основы всего сущего, чтобы видеть и творить законосоответственное, целесообразное и красивое. Поэтому строя свое моральное и эстетическое отношения к миру, я сознаю, что есть единый высший моральный принцип: благоговение перед основой всего сущего и любовь ко всему сущему; я чувствую, что есть высший эстетический принцип: благоговение перед возвышенностью деяний основы всего сущего и красотой ее творений. Я понимаю, что основа всего сущего имеет спонтанную смыслоорганизующую активность и, плодотворно функционируя, в непринужденном действии скачком создает возбужденные состояния (самовозбуждается), рождая, в силу внутренней активности, иерархию внутренних законов, которые затем трансформируются в законы природы для подчиняющихся им смыслоорганизованных единиц сущего, появившихся после распада бифуркационного состояния. Отсюда я делаю вывод, что в основу высшей морали я должен положить следующие фундаментальные моральные принципы: I) иметь смыслоорганизующую активность, 2) в непринужденном действии самовозбуждаться и быстро порождать смыслоорганизованные идеи, 3) в силу внутренней потребности, осуществлять их, творя разнообразные дела в рамках законов природы. Высшая эстетика заключается и в видении красоты этих высших порывов. Я выявляю также другие принципы морали: 4) полное преодоление эгоизма и двойственности, 5) исполнение долга (как основы истинной свободы), 6) бесстрастие, 7) несущественность места и времени для исполнения моральных законов и т.д., и вижу красоту их. В этом суть космической этики и эстетики, основанной на законах философии космического мира.

Красота деяний основы всего сущего и результатов этих деяний дают моральный и эстетический идеал. Физическая, биологическая и социальная этика и эстетика в указанной последовательности всё более удаляются от идеала космической этики и эстетики.