Сайт "Диалог XXI век"

Главная страница сайта congress2008

Секции конгресса

Список российских участников

Доклады по алфавиту участников

Доклады по секциям,симпозиумам, круглым столам конгресса

 

 

Секция “Философия закона”

 

Свобода воли, законы современной философии и самоорганизация космологического вакуума

 

Дубровский Владимир Николаевич,

д.ф.н., доцент

г. Кострома, Россия

 

 

 

Аннотация

We gave the definition of the freedom of the will, put its communication with laws of a contemporary philosophy and with entropy. We showed that the fundamental basis of Universe has big entropy, small spirit and small sense, but its self–organization bring to birth of the organized structures, to decrease its of the entropy, to increase its of the spirit and increase its of the sense. In conclusion we reflected the cosmological vacuum in different languages and showed that its can realize any man in term, near to himself, and what's more any man can know himself duties in relation to its and to all beings.

 

 

 

 

Под волей я понимаю способность единицы сущего создавать внутренние направленные усилия, проявляющиеся через внешние направленные действия. Воля присуща каждой единице бытия, ибо все сущее активно (самоактивно), что зафиксировано во втором законе философии – законе активности (самоактивности) всего сущего. Факт резкого изменения воли по амплитуде и направлению, связанный, например, с синергетическими процессами, согласуется с третьим законом философии – законом скачка в развитии всего сущего. Первый закон философии – закон единства всего сущего – кажется, не дает повода утверждать наличие воли у единиц сущего, ибо сущее едино, ввиду его единой первоосновы. Но первооснова рождает множество единиц бытия за счет наличия у нее воли, передаваемой затем каждой порожденной единице сущего. Итак, наличие воли у любой единицы сущего связано с единством, активностью (самоактивностью) и скачком в развитии всего сущего, утверждаемых тремя законами современной философии (1-4).

Под свободой воли я понимаю внутреннюю способность единицы сущего к регулированию (по амплитуде и направлению) воли, проявляющуюся через внешнее регулированное действие. Свобода воли присуща каждой единице бытия, но ее проявления зависят от внешних условий. Примеры внешних проявлений внутренней свободы воли таковы: притяжение и отталкивание противоположностей (например, электрических зарядов), спаривание (например, нуклонов в ядре), самосогласованное поведение (например, спинов электронов в ферромагнетике), противодействие действию (например, механическому – по третьему закону Ньютона – или термодинамическому – по принципу Ле-Шателье), самопроизвольный распад радиоактивных ядер, самоорганизация диссипативных систем, спонтанное нарушение симметрии, дифракция микрочастиц, квантовомеханические флуктуации и т.д.

Свободу воли можно совершенствовать возможными для данной единицы сущего путями: самоотражением, самочувствованием, саморассуждением, саморазмышлением, самообразованием, самовоспитанием и т.д., и теми же путями, но без приставки «само», т.е., короче говоря, внутренними и внешними действиями.

Свобода воли, так же, как и воля, тесно связана с единством, активностью (самоактивностью) и скачком в развитии всего сущего и возникает из внутренней потребности единиц сущего к самовыражению, как только они осознают (почувствуют и т.д.) себя индивидуальностями.

Свобода воли может быть потенциальной, реализующейся и реализованной. Потенциальная свобода воли есть внутренняя потребность единицы сущего к самовыражению, реализующаяся – это процесс ее реализации, реализованная – конечный результат этого процесса. Не каждая единица бытия реализует свою свободу воли:  для реализации необходимы постоянные внутренние настойчивые действия.

Свобода воли, в отличие от воли, иерархична. Крайние ступени в иерархии идеальной свободы воли таковы: от бесконечно большой инертности до безинерционности сущего в регулировании направления и амплитуды усилий воли. Реальные границы свободы воли заключены внутри идеальных ее границ. Две указанные крайности связаны соответственно с абсолютной "материальностью" и абсолютной "духовностью". Ввиду того, что все сотворенные вещи материально-духовны, все они обладают свободой воли той или иной степени духовности. Так как духовность связана с наличием смысла, то ступени в иерархии свободы воли смыслоносимы, причем глубина смысла пропорциональна высоте духовности.

В то же время духовность (и материальность) связана с энтропией: чем выше духовность, тем меньше число доступных состояний может иметь единица бытия, т.е. тем меньше ее энтропия. Значит, величина энтропии обратно пропорциональна степени духовности единицы сущего. Система, находящаяся на низкой ступени своей свободы воли, характеризуется большой инертностью в изменении величины и направления воли и высокой энтропией. Система, находящаяся на высшей ступени свободы воли, практически безинерционна, но это не означает ее вихлявости, ибо она лишь определяется в числе своих доступных состояний. Для достижения высшей ступени свободы воли (например, человеком или гравитационным вакуумом) необходима, во-первых, активная деятельность, а во-вторых, минимизация числа своих доступных состояний. Высокосвободовольная система (например, человек, космологический вакуум) допускает скачок с резким понижением своей энтропии и рождением новой, более высокой структуры (например, высоконравственного человека, разумосодержащей в себе Вселенной).

  Итак, высшая ступень свободы воли связана не с большой амплитудой воли и не с большой вариацией ее направления, а, наоборот, с минимумом их значений, при  минимуме инерции и энтропии (5), ибо постоянными настойчивыми действиями выбор осуществлен, число доступных состояний определено и менять его не имеет смысла. Поэтому, можно утверждать, что сильно неравновесное состояние обладает большой энтропией, т.е. низкой духовностью и малым смыслом. Таков любой физический, в том числе и гравитационный (космологический), вакуум.

Самоорганизация системы ведет к повышению ее духовности и рождению организованных структур, что является свидетельством повышения ступени свободы воли. Реализация свободы воли космологического вакуума приводит его к бифуркации, при этом свобода воли его направлена на формирование согласованного набора всех параметров будущей Вселенной (вначале в виртуальном состоянии) и на составление программы ее жизни.

Смысл жизни каждой единицы сущего состоит в достижении высшей ступени своей свободы воли. Для интеллектуала примером является космологический вакуум Вселенной в его предродовом состоянии, почти нулевая амплитуда усилий воли и почти безинерционность в изменении направления воли которого ведут к ошеломляющему результату – Большому взрыву и рождению Вселенной без затраты какой-либо энергии, внутри которой впоследствии родилась разумная жизнь.

Так как каждая единица сущего рождена Вселенной и находится на ее фоне, то она должна как-то согласоваться с локальными законами Вселенной в смысле направления своей воли по отношению к воле Вселенной и амплитуды усилий воли, необходимой для поддержания локальной гармонии ее со Вселенной при сохранении возможности спонтанного нарушения симметрии. Для этого она должна искать смысл своей жизни и иметь его своим идеалом.

Для возникновения новых упорядоченных структур в процессе самоорганизации необходимо наличие сильно неравновесного состояния системы, которое может достигаться не только за счет внутренней свободы воли, но и внешним воздействием. Это сильно возбужденное неравновесное состояние нестабильно и ее воля направлена в сторону стабилизации, что и приводит, в конце концов, к возникновению новых организованных структур. Самоорганизация внутри космологического вакуума ведет к возникновению частиц, которые затем конденсируются в галактики, звезды и далее во всю имеющуюся сейчас Вселенную. Самоорганизация внутри других неравновесных систем приводит к рождению новых организованных структур внутри Вселенной. Таким образом, космологический вакуум, имеет малую степень духовности и малый смысл, но он рождает единицы сущего высокой степени духовности и большого смысла.

Процесс самоорганизации подчиняется законам философии: скачок возникает за счет активности, а активность – за счет единства всего сущего.

Математическим выражением свободы воли является, например, эволюционное уравнение движения в отсутствие внешних воздействий. Поэтому термин «свобода воли» можно оставить только для философии, ибо в физико-математических науках он заменяется другими, более адекватными терминами, например, «энергетическая выгодность», «соотношения неопределенностей», «квантовомеханический переход», «отсутствие траектории у микрочастиц», «вероятностная интерпретация волновой функции» и т.д. Отсюда следует возможность множества языков для выражения одних и тех же идей.

Понятие «вещи в себе» ноуменально, так же, как понятия духа, материи, неявленной внутренней свободы воли и т.д., хотя все явления материально-духовны и энергетичны. Ноуменальна и геометродинамика, пытающаяся дать математическую теорию основы мира и обосновать появление феноменальной Вселенной. Но не надо забывать, что ноуменальная Вселенная исчезает в феноменальной Вселенной. Она есть небытие для феноменального мира, но есть бытие для ноуменального мира: мы думаем, что основа мира отображается квантовой геометрией пространства-времени; приписывая ей динамику (активность), мы получаем флуктуации по метрике и топологии геометрии пространства-времени, отображающей динамику феноменального мира. За энергетическим миром скрывается безэнергетический мир с его безэнергетической внутренней свободой воли, порождающей энергетическую свободу воли и все сущее. Основа мира безэнергетична и геометродинамична, именно она является ключом к энергетической Вселенной. Эта мысль гармонирует с мнением знаменитого физика-теоретика Роджера Пенроузза.

Итак, причиной всего сущего является безэнергетическая активность космологического вакуума за счет его внутренней свободы воли. Известно, что энергия Вселенной равна нулю (положительная кинетическая энергия единиц сущего компенсируется их отрицательной потенциальной гравитационной энергией). И всегда энергия Вселенной была равна нулю, в том числе и в ее первооснове. Поэтому для возникновения Вселенной из космологического вакуума не надо никакой энергии. Этот факт в Библии образно выражен словами: «Бог сказал… и стало». Следует подчеркнуть, что первооснова Вселенной не имеет никаких субъект-объектных, импульсно-энергетических, причинно-следственных, пространственно-временных и т.д. характеристик. Эти характеристики порождаются в феноменальном мире за счет внутренней свободы воли космологического вакуума. Отсюда можно сделать далеко идущие выводы, противоречащие церковному (т.е. Павловскому) учению, но зафиксированные в Священном Писании, которые может увидеть только человек, не связанный ни с какими конфессиями, партиями, сектами и т.д., но реализующий в жизни свою свободу воли.

Теперь мы воспользуемся различными языками для выражения указанных идей. Вначале введем теологический язык, обозначив буквами соответствующие термины, а затем, используя эту буквенную символику, введем другие языки: житейский, философский, физический, космологический, геометрический.

 

Теологический язык

М – «Мать»,  О – «Отец»,  С – «Сын»,  Д – «Дух»,  СД – «Святой Дух»,

Б = О + С + СД – «Бог»

 

Житейский язык

М – недвижущаяся однородная равновесная первооснова, перволоно, родительница, небытие относительно бытия;

О – движущаяся неоднородная неравновесная второоснова, второлоно, родитель, виртуальное бытие относительно небытия;

Д – внутридвижение; СД – регулируемое внутридвижение;

С – третьеоснова, третьелоно, порожденный, реальное бытие.

 

Философский язык

М – субстанция,

О – виртуальный субстрат,

Д – внутренняя воля, СД – внутренняя свободы воли,

С – реальный субстрат.

 

Физический язык

М – законодержатель с нулевой энтропией,

О – законородитель с большой энтропией,

Д – внутренний законодвигатель, СД – внутренний регулирующий законодвигатель,

С – закононоситель в виде энергетических частиц с меньшей энтропией.

 

Космологический язык

М – низшее состояние космологического вакуума,

О – сильно возбужденное состояние космологического вакуума, бурлящий вакуум,

Д (СД) – нерегулируемый (регулируемый) самоорганизационный процесс в космологическом вакууме,

С – организованная космологическая структура.

 

Геометрический язык

М – псевдоевклидово пространство-время,

О – предгеометрия, пространственно-временная пена,

Д (СД)– спонтанное (регулируемое) нарушение внутренней геометрии,

С – классическая геометрия.

В некоторых языках процесс развития удобно представить схемой Б® б1 ® б2 ®… .

 

Мы видим, что фундаментальную основу Вселенной может представлять себе каждый человек в соответствии с его уровнем интеллектуальности и наклонностью. И свои обязанности по отношению к ней и ко всей природе ясны для каждого человека, и для эстетического идеала есть пример. Одно непонятно: почему люди не хотят согласовать свою жизнь с жизнью природы и ориентироваться на первооснову? Видимо, из-за нежелания достичь высшей ступени свободы воли, ибо в этом случае будешь, одинок, чего многие боятся, ввиду потери материальных благ. В одиночестве-то как раз можно жить согласно законам природы и иметь высокую духовность, выражая ее во всем своем творчестве.

 

Примечания

1.      Дубровский В.Н. Критерии истинности различных наук // Истина и заблуждение. Диалог мировоззрений/ Матер.VII Междунар. науч.-богослов. сем. Н.Новгород. 2003.— С. 68-71.

2.      Дубровский В.Н. Законы высшей философии // Новые идеи в философии. Вып. 13/ Межвуз. сб. науч. тр. Т.2. Пермь. 2004. — С. 354-359.

3.      Dubrovsky V.N. The laws of philosophy: a contemporary viewpoint // 15th Internat. Congr. “Cosmos and Philosophy”. Abstracts / Smolian. 1-4 Oсt. 2004. — P.4.

4.      Дубровский В.Н. Законы философии: современная точка зрения // Философия в XXI веке. Вып. 4. Воронеж. 2005. — С. 3-7.

5.      Dubrovsky V.N. The freedom of the will and self–organization of the  cosmology vacuum // 17th Internat. Congr. “Cosmos and Philosophy”. Abstracts / Athens. 27-30 Sept. 2007. In print.