Сайт "Диалог XXI век"

Главная страница сайта congress2008

Секции конгресса

Список российских участников

Доклады по алфавиту участников

Доклады по секциям,симпозиумам, круглым столам конгресса

 

 

Секция “ Эстетика и философия искусств”

 

Коломиец Галина Григорьевна, доктор философских наук

 

Ценность музыки

(аксиологическая мысль о музыке)

Россия, Оренбургский государственный университет

 

kolomietsgg@yandex.ru

 

 

 

Абстракт:

В основе статьи Коломиец Г.Г. лежит оригинальное исследование «Концепция ценности музыки как субстанции и способа ценностного взаимодействия человека с миром», изложенная в монографии «Ценность музыки: философский аспект» (2-е изд. М.: ЛКИ, 2007, научное издание URSS). Феномен музыки рассматривается как неразрывное единство двух его ипостасей – сущности музыки (музыкальной субстанции) и музыкального искусства, принадлежащего миру человека. Основной задачей автора явилось показать, как внеисторическая сущность музыки (Мировая гармония, вселенский Ритм) связана с миром человека и каковы «механизмы сцепления» музыкальной субстанции и музыки как вида искусства. Таким «механизмом» выступают, согласно исследованию, ценности музыки и ценности в музыке, обращенные, с одной стороны, к высшему Смыслу, с другой – к смыслам человеческого бытия.

 

 

 

 

В эстетике характерен взгляд на музыку как вид искусства, музыку как общественное, социальное, коммуникативное явление. Широко рассматриваются социальные функции музыки, преобразующая сила музыки, ее духовно-воспитательная роль. Вместе с тем еще в начале ХХ века академик Б.В. Асафьев высказал мысль: не есть ли музыка по своей глубинной сущности что-то большее, чем искусство. Он имел в виду познавательную функцию музыки в становлении новой картины мира. Сегодня уже ясно, что мыслить музыку только видом искусства недостаточно. Стало очевидным, что эстетический уровень постижения музыки требует дальнейших разработок.

Движимая общими философскими проблемами современная философия музыки руководствуется чаще культурологическим подходом, историческим принципом, феноменологией и социологией. Существует проблема развития аксиологического направления в философии музыки, направления, смыкающегося, с одной стороны, с эстетикой и музыкознанием, с другой – с философской и культурной антропологией; проблема, которую можно обозначить как аксиологическая мысль о музыке. Важным вопросом этой области философии являются формы и методы постижения музыкального бытия, которые рассматривают музыку, с одной стороны, в онтологическом статусе, выделяя музыку как самодостаточную субстанцию, и, с другой – в аксиологическом свете, раскрывая музыку как способ быть в мире человека и человека в мире музыки. Обращение к данной теме вызвано: пониманием мировоззренческой ценности музыки в свете современных концепций картины мира; возвращением сегодня на новом «витке спирали развития» истории к античному пониманию музыки-Космоса, музыки-Числа, музыкальному Эйдосу, к музыке как художественному эквиваленту философии и математики; осмыслением «генетического кода» музыки, который исторически открывается нам в звуко-временном пространстве, ведущему человека к расширению горизонтов своего индивидуального предметного мира и в целом мира человека; характерной тенденцией к интеграции наук, использованию системно-синергетического принципа, обеспечивающего расширение предметного поля исследования.

 В истории философско-эстетической мысли прослеживается связь музыки с космосом, числом, мифом, этосом, аффектами, с социально-историческими явлениями и психологией. Среди форм постижения музыкального бытия выделим мысль А.Ф. Лосева о божественной сущности музыки и её логической стороне как «жизни чисел». Ю.Н. Холопов указывал на то, что история музыки оказывается реализацией запрограмированного единого генетического кода музыки как целого. В музыке обнаруживаются закономерности, подобные тому, какие в природе открывает естествознание. Очевидно, этим объясняется устойчивый интерес к теории и философии музыки от математиков пифагорейской школы до современных физиков. Всё это указывает на мысль о том, что музыка существует как самодостаточная субстанция. Музыкальное бытие есть текуче сущностное, в неустанном становлении, процессе формований. А.Ф. Лосев – с онтологической, Б.В. Асафьев – с гносеологической позиции совершили открытие ценности музыки в приближении её к Истине. Таким образом, музыка представляется особой формой познания, сверхчувственной. Значение музыки в онтологическом статусе, в своей познавательной и выразительной функциями связано с Мировой гармонией, Вселенной, Космосом. В таком случае возникла необходимость рассмотреть суть самодостаточности музыки, ее эстетический, энергийный посыл, а также как эстетическую ценность в системе ценностей мира человека.

Исследование подвело нас к утверждению «концепции ценности музыки как субстанции и способа ценностного взаимодействия человека с миром». Музыкальное информационное поле выводит человека на «внутренний диалог» с самим собой, с окружающей действительностью, со всем Универсумом. Это взаимодействие осуществляется благодаря эстетической ценности музыки и эстетическому опыту человечества (как врожденное свойство человека, которое обеспечивает духовным образом существование человека), а также ценностным ориентациям личности воспринимающего и общечеловеческим ценностям социального космоса человека.

Положение музыки в сознании человека двойственно: субстанция (гармония мира) и вид искусства. Музыкальная субстанция есть постоянное неизменное, это духовное начало по упорядочиванию («гармонизации») художественной деятельности в музыке – в сфере звукового материала. На основании истории философской мысли можно сказать о музыкальной субстанции и музыке-искусстве как двух неразрывных ипостасях единого целого. В нашей музыке сплавлено в целое сущность музыки как она есть (музыка-субстанция) и музыка, воспринимаемая как мир человека. До начала нашей музыки (той, о которой мы знаем в истории культуры), музыка есть как вселенский Ритм, как гармония, как вечное становление Хаос-Форма. Наша музыка – это произведения, композиции, подчиняющиеся внутренним законам мироздания, великому Ритму, которому следует «звучащее вещество». В каждом произведении существуют свои внутренние законы музыкального движения, но во всех музыкальных произведениях присутствует некий таинственный закон музыки-субстанции. Ценность музыки обусловлена эволюционным процессом «разверзания» музыкального бытия. Ясно, что в современном музыкально-звуковом мире можно говорить о пространственно-временном звучании (музыкальном движении), для которого на современном этапе эстетическим принципом стала сонористика.

Говоря о ценностях в музыке, мы имеем ввиду ту ценностную сторону содержания музыки-искусства, которая питает человека в трех взаимосвязанных ипостасях: духовно, душевно, психофизиологическим воздействием телесно. Это те ценности человеческого духа (общечеловеческие, интерсубъективные ценности), которые присутствуют в каждом высоком музыкальном произведении. Значимость, в частности, классической музыки разных эпох сегодня определяется ценностью не столько исторического характера, сколько ценностью смыслового контекста музыки для человека. Аксиологический метод восприятия музыки, обращенный к ценностному сознанию, ставит слушателя в ситуацию выбора жизненных ценностей, которые он сам извлекает из форм-идеи музыки, слушая и размышляя о ней. В этом смысле музыка как история никогда не завершена в себе, переживается, постигается и переосмысляется снова и снова как открытый смысл.

Согласно философии античности, феноменологии и трансцендентальной аксиологии, мы определили трансцендентную ценность музыки и имманентную ценность музыки. Музыка ценностна свойством субстанции, содержащим Смысл, при этом музыка выступает как незавершенный смысл. Вместе с тем музыка как вид искусства есть необходимый способ существования человека. Следовательно, для «себя-бытия» музыки мы используем аксиологический подход: ценностно-эстетическое постижение путём истолкования музыки, сознавая, что мы постигаем музыку, музыкальное произведение не как предмет, а предметно, ценностно для себя. Нас интересует не столько музыкальная субстанция как таковая, сколько её связь с миром человека, её миссия, связь с ценностями духовного мира человека.

Нам важно было обнаружить метод, показывающий «механизм сцепления» субстанции и вида искусства как человеческой деятельности. Мы применили аксиологический подход, использовали аксиологизацию музыкального восприятия как метод постижения музыки. В центре аксиологического подхода при постижении музыки – «человек музыкальный», «человек воспринимающий».

Движение ценностного взаимодействия в системе «человек – мир – музыка» изобразим условно так: Музыка-сущность (субстанция) – она всегда есть; есть число, логос, законы музыки. Автор-композитор – воспроизводит сущностные законы музыки, раскрывает музыкальный мир перед человеком и расширяет горизонты человеческого вúдения. Музыкальное произведение – форм-идея (музыкальная идея, выраженная в форме-содержании), когда музыка представлена в сознании автора как живое звуковое существо в архитектурной конструкции, как кристаллизация формы, подлежащая записи музыки (нотный текст). Воспроизведение записанной музыки есть «пробуждение», оживление музыкально-архитектурного построения, т.е. вживание его в сознание человека воспринимающего, или вселение человеческого духа в музыкально-архитектурную схему (одухотворение нотной записи) исполнителем, слушателем, интерпретатором.

Фоном ко всему этому процессу музыкального становления является весь звучащий и незвучащий окружающий мир (природы и культуры) во всем его многообразии, воспринимаемый нашим человеческим сознанием, со всеми фантазиями и понятиями. Вся эта цепь (связь) музыкального окружения, в котором клубятся и внемузыкальные представления, воспринятая как значимость, вся эта «вязь» музыкального и внемузыкального, реального и фонового и есть музыкальное ценностное взаимодействие человека с миром, не мыслимое без человека, музыкального произведения как реально «звучащего вещества» и музыки-субстанции.

Мысль античных философов о том, что всё, что движется должно звучать, и звучит, мир есть звучащий космос, не устарела. Музыка мира, это все те звуки, звучания, которые не привлекают внимание как опознавательные знаки, с точки зрения причинных связей, а увлекающие наше сознание в сферу наслаждения ими самими, одухотворяемые нашим сознанием. Среди этой музыки мира как бы конденсаторами звучания выступают музыкальные произведения. Музыкой может быть всё звучащее и внешне незвучащее, но в любом случае одухотворенное ценностным сознанием человека. Всё может быть музыкой, но не всё вокруг реализуется в музыку. Музыкальное – это ритм, движение одухотворенного, аксиологически насыщенного сознания. Без эстетического как специфически ценностного отношения, без духа не может быть музыкальности. Музыкальное «парит» в своей субстанциональной сущности. Следовательно, музыка приходит к нам не от внешнего звучания, а от самого Сущего. Музыка имеет ценность только как феномен человеческого сознания. Но эта ценность музыки-искусства имеет своё предсуществование в музыкальной субстанциональности, в музыкальной сущности.

Музыка – самодостаточная субстанция, а значит, не познаваема рациональным способом, однако мы постигаем её в со-причастии, в таком ракурсе, в каком она нам слышится и представляется. Если мы пытаемся вычленить в музыкальном произведении общезначимые ценности, например «жизнь», «любовь», «красота», «природа» и т.д., то возникает вопрос: Зачем человеку нужно «мыслить музыку», размышлять, оценивать, фантазировать, стремиться к разного рода суждениям, обнаруживая её общечеловеческие смыслы? Значит, музыка, имеющая цель самой по себе, взывает и требует активного, творческого и интеллектуального (или неинтеллектуального) отклика. Мы различаем ценность музыки и ценности в музыке. Ценность музыки заключается в высшем смысле, который является человеку в музыкальных феноменах. Смысл музыки содержит музыка-субстанция. При этом нас интересуют те жизненные смыслы, которые человек обнаруживает в музыке. Потенциально ценности присутствуют в музыке, смыслы заложены. Мы имеем дело с ценностями в музыке по качеству и достоинству формы, а также с ценностями смысло-содержательного характера (или антиценностями – теми, которые не несут красоту, добро, истину).

О том, как вычитываются по-разному сообразно своим ценностным установкам общечеловеческие ценности в классической музыке, может служить постижение музыки Бетховена, например, Пятой симфонии с заглавным «мотивом судьбы», который создаёт неустанно повторяющаяся на протяжении симфонии «ритм-фигура». Симфония несёт высокий смысл истины. Однако какой? Что за этим стоит: судьба теряющего слух композитора, Судьба его революционной и наполеоновской эпохи, судьбы сверстников, переживших её, судьба человеческой истории или вселенская Судьба Мировой Воли, наконец, Музыка как Судьба? Музыкальная идея Пятой симфонии находит продолжение в Девятой симфонии, грандиозный замысел которой подчёркнут хором в финале с текстом Ф. Шиллера «К Радости». В ней традиционно воспринятую идею «от мрака к свету через борьбу к победе», мы воспринимаем как движение глобального процесса «Хаос… - Форма», эманация вспять, направленная к Свету, Благо, Богу, слиянию Красоты, Добра, Истины, к Вечному Единому. Эта музыка о всечеловеческом стремлении к Гармонии мира. Музыка Бетховена одержима идеей всеединства, поскольку в ней торжество Природы, Разума, Бога, но в ней и рокочущая Мировая Воля. Для слушателя постижение этой музыки может быть на разных интеллектуальных уровнях. Вместе с тем важно то, что «Я – концепция» воспринимающего приобретает от контакта с музыкально-субстанциональным. Это важно для человеческого мироощущения и раскрытия горизонтов внутреннего мира Эго, это и обращение его к Альтер и как следствие – выход влияния музыкального ценностного взаимодействия во вне. Музыкальная форма не просто как способ существования, а способ существования с человеком. Следовательно, во-первых, смысл мы вдыхаем в произведение, во-вторых, смысл нам не только дан, но и «задан».

Музыка как вид искусства всегда есть ценность, поскольку она проявленная сущность музыкальной субстанции, взаимодействующая с человеком, его антропологической сущностью: тело-душа-дух. Этим ипостасям человеческого существа соответствует бытие музыки. «Механизмом сцепления» являются ценности. Ценность музыки одной стороной обращена к высшей цели, Смыслу, другой – к целям и смыслам человеческого бытия.

Устойчивая формула: музыка в ряду искусств – указывает на существование музыки как самостоятельного вида искусства и во взаимодействии с другими искусствами. При этом музыка-искусство является «видом» сущности музыки-субстанции, тем самым затрудняет осознание человеком высшей миссии музыки, и не всегда полноценно музыка может быть использована человеком в его мире. Исследование показало множество смыслов функционирования музыки в мире человека, эволюционирующей согласно «генетическому музыкальному коду», и безграничность (глубинность) постижения самодостаточной музыки.