|
Секция “Философия образования” Феноменология образования: современный диалог философии и педагогики Куренкова Римма Аркадьевна доктор
философских наук, профессор Владимирский
государственный гуманитарный
университет |
|
|
В
осмыслении сущности и целей современного образования важную роль призвана
сыграть философия образования. Именно она призвана
определить с каких философско-антропологических позиций развито понимание человека
и личности ребенка, какова антропологическая основа образования; на какие гносеологические
принципы опирается понимание процессов познания и обучения, какова методологическая
основа дидактики; какие ценностно-мировоззренческие ориентиры характеризуют
положение личности в современной культуре или, какова линия осмысления социокультурных оснований жизни индивида и общества.
Концептуальная разработка данных вопросов осуществлялась автором более 20 лет
на основе феноменологической философии. Цель
нашего научного доклада состоит в том, чтобы раскрыть сущностные взаимосвязи
философии и образования (I часть), а также показать роль и возможности
феноменологии в современном образовательном процессе (II часть).
I.
Не
смотря на то, что в последнее десятилетие выделилась отдельная научная
область «Философия образования», в педагогическом сообществе не утихают дискуссии
на тему: «Нужна ли философия педагогике?». Раздаются вопросы о том, зачем
заниматься философией образования, когда необходимо практически реформировать
само образование? Нужно ли решать философские вопросы, когда философия в
классическом ее понимании стала анахронизмом и ее изучение отвлекает от
конкретных теоретических и практических проблем педагогики? Не противоречит
ли философия как идеологическая доктрина идеям свободы и демократии в образовании.
Итак,
каково же истинное положение философии в образовании? Что скрывается за
фасадом понятия «философия образования»? Является ли она новой методологией
педагогического мышления? Возможно, философия и образование – это две
различные области, несоприкасающиеся своими предметами исследования? Автор
доклада придерживается позиции и точки зрения на современную философию
образования как на старейший и неисчерпаемый диалог двух сторон одного и того
же антропокультурного процесса становления и
развития человеческой личности. Во
времена античности философия была первой наукой, из которой возникли
математика, геометрия, этика, эстетика, педагогика и др. дисциплины. В
средние века педагогика была тесно связана с философской теологией. В Новое
время каждый крупный философ от канта до Ницше обращался к проблемам знания и
познания, образования и воспитания. С другой стороны выдающиеся педагоги
прошлого от Коменского до Ушинского решали педагогические вопросы, исходя из
философских смысложизненных проблем. Эта тенденция
сохранялась в XIX веке. В XX веке многие полагали, что вопросы о сущности мира, природы, общества,
человека изучают лишь специальные науки. Привилегия философии состоит в
исследовании сознания и познания. Сегодня очевидно, что классические
концепции крупных философов, претендующие на решение всех философских
проблем, ушли в прошлое. Так называемая «постфилософия» иначе представлена в современном образовании.
Контекст этой представленности – диалогичен.
Представить современную педагогическую мысль в качестве монолога, вне
обращенности к философским феноменам – будет неверно, так как представленность феномена образования равнозначна представоленности феномена человека. Формы
проявления человеческих потенций всегда диалогичны, совместнодеятельны,
взимосозидательны. Они выступают как со-бытие педагога и ученика. Современная
диалогизация коммуникации субъектов образовательной
деятельности позволяет связывать различные концепции, снимает противоречивость
других истин и точек зрения. Педагог вопрошает, строит диалог, открывает
смыслы из современных контекстов, создает условия для превращения текста в
феномены сознания ученика. Обучаемый становится активным,
сознательным участником диалога благодаря тому, что педагог выступает как творческий
посредник между текстами культуры и обучаемым. Такой
невозможен в рамках педагогической моносистемы. Это
диалог образования и философии в целом, культуры в целом. Культуры
информационного общества, переживающая принципиальное
изменение ценностей, переживает иное понимание связи философии и образования.
Отсутствие означало бы молчание. Но педагогика вопрошает к
философским вопросам бытия одновременно философия простирает мысль к
проблемам развития человека. Диалог этих двух областей культуры стоит на
взаимопонимании, взаимоуразумении, взаимообмене
типами мышления. Известно, что педагогика собирает воспитательно-образовательные
факты, ставит эксперименты, строит теории, осмысливает полученные данные. Что
может привнести в ее царство философия? Философия
как тип мышления отличается многими уникальными чертами. Во-первых, это
мышление более высокого порядка, основанное на законах всеобщности.
Диалектика явлений единичных, особенных, общих представлена в философском
аспекте на уровне всеобщих закономерностей природы, человека, общества,
мышления. Обращаясь к древнегреческим корням слово “философия” (любовь к
мудрости), мы претендуем на попытку осуществить мудрость, проявить мудрый подход
к любым вещам и явлениям. Тем самым мы хотим подняться над обыденным
мышлением, над обычным рассуждением, проникая в глубину, сущность вещей, их
универсальные связи. Вторая
отличительная черта философского типа мышления – это преодоление
эгоистического типа познания и оценки явлений. И. Кант считал, что в отличие
от обычного рассуждения, философская мудрость принимает во внимание общее благо.
В основе философского мировоззрения лежит ценностный тип мышления и ориентация прежде всего на нравственные гуманистические
ценности. В европейской философской традиции было принято различать рассудок
и разум, интеллект и мудрость. Философское мышление, осознавая человека и мир
в свете “конечных целей”, всегда принимает во внимание общее благо и высшие
ценности цивилизованного сообщества. Современный мир испытывает глубочайший
кризис целеполагания ценностных идеалов, векторов
развития. Напротив, философия их удерживает, позиционирует, развивает. В-третьих.
Философия является наукой, мировоззрением, искусством мышления одновременно. Последнее связано с мастерством интерпретации. Известно,
что одну и ту же ситуацию можно интерпретировать по-разному. В современной
ситуации меняется характер вопросов и способы ответов на них. Отвечать как
раньше на вопросы, требующие философского решения – сложно. Инерция в
интерпретации, в осмыслении современных проблем чревата катастрофами. Именно
поэтому философия сегодня выдвигается на авангардные позиции в культуре.
Человечество мучительно ищет ответы на смысложизненные
вопросы бытия. Новые условия диктуют необходимость новых ответов на самые
важные для человека вопросы. Что такое мир? Что такое душа? Где начинается и
кончается моя свобода? За что я отвечаю в этом мире? По
Канту философия отвечает на три самых важных для человека вопроса: что я могу
знать, что я могу делать, на что я могу надеяться? Опасности современного
мира поставили человека и человечество в пограничную ситуацию существования.
Если раньше философия была важной частью культуры, квинтэссенцией культуры
(Гегель), то сегодня необходимость постижения новых смыслов нового бытия.
Поиски глубинных ценностно-нравственных интерпретаций современных форм существования
культуры делают философию необходимым качеством существования самой культуры.
Любая форма мыслящей культуры нуждается сегодня в философии на уровне
постановки смысложизненных целей, анализа
мировоззренческих процессов, ценностей и результатов, а также интерпретации
всех этих процессов. Философия перестает быть отдельной формой культуры
имплицитного характера. Она превращается в эксплицитное, маркированное
знание, входящее в нашу повседневную жизнь. Философия становится реально востребованным
знанием. В основе любого дела лежит определенная философия как тип мышления и
мудрости. Начало
такого типа процессов философизации культуры лежит
в ее диалоге со всеми формами жизнедеятельности человека. Область образования
причастна к такому диалогу более, чем другие формы
культуры в силу новых реалий и задач, инициированных современным цивилизационным процессом. Внутри
философии образования как диалогически междисциплинарной области существует
множество методологий, концепций и подходов к анализу образования в целом.
Отсюда различают философия образования как отрасль философского знания, как
раздел педагогической теории, как направление, разрабатывающее философские
вопросы образования. В
рамках европейской западноевропейской философии образования сложились
аналитико-рационалистические, прагматические и неопрагматические,
иррационально-эзотерические, бихевиористские, экзистенциально-гуманистиические,
личностно-ориентированные, постмодернистские и др. концепции. Модели отечественной
философии образования представлены деятельностной
методологией, психо-культурологическими теориями, аксиологическим, личностно-ориентированным подходом и др.
(1, 126). Крайне
редко в отечественной традиции происходит разработка идей философии
образования на основах феноменологической философии.
II.
Поскольку
проблемным центром феноменологической философии является человеческое
сознание, то ее применение к образованию связано с конституированием
индивидуализированных смыслов и значений в процессе учебной деятельности.
Традиционная методология образования исходит из позитивистской модели, когда
дидактические принципы выступают аналогом закономерностей естественнонаучного
познания. Благодаря этому в педагогической науке утвердился ряд аксиом, принципов
и понятий, ориентирующихся на стандарты точного научного знания. Во многих
научных работах (2-5) автором показана неэффективность и некомпетентность
систем обучения и воспитания без возвращения к индивидуальным смыслам,
значениям и потребностям личности. От этого недостатка свободна феноменология
образования, которая опирается на модель гуманитарного познания и выстраивает
приоритеты на основе индивидуализации значений и смыслов существующей реальности.
В этом она отвечает требованиям современной гуманистической педагогики,
обращенной к личности ребенка, к миру его чувств, желаний и интересов. Как
«философия сознания» феноменология может стать эффективным методом исследования
мира детского сознания и, следовательно, в веере методологических идей
педагогики способна занять важное место. Русский
центр феноменологии образования и эстетики (Владимир, Россия), являющийся
филиалом Всемирного Института феноменологических исследований (Ганновер, США)
разрабатывает проблему привлечения ресурсов феноменологии в область образования.
Задачи проекта состоят в следующем: определить
статус, модусы, типы связи феноменологии, как одного из приоритетных
направлений современной философской мысли, и воспитательно-образовательной
практики; выработать на основе феноменологического подхода систему
теоретических и методических принципов, позволяющих более эффективно решать
задачи школьного обучения и воспитания; осуществить практическую апробацию
полученных результатов в конкретной образовательной ситуации школы В решении поставленной задачи научный коллектив центра
(Е.А. Плеханов, Е.Ю. Рогачева, Р.А. Куренкова, Л.Н. Высоцкая, Т.А. Филановская и др.) опирался на работы классиков феноменолого-герменевтической философии (Э. Гуссерль, В. Дильтей, М. Шелер,
К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Шюц, Х.-Г. Гадамер и другие), в которых феноменологический метод
составляет основу анализа культурно-исторического смысла образования, его
места, состояния, роли и предназначения в современном обществе. Учитывался
опыт отечественной феноменологически ориентированной педагогики
(представители духовно-академической педагогики, К.Д. Ушинский, П.Д. Юркевич,
Л.Н. Толстой, В.В. Зеньковский, К.Н. Вентцель, Н.Ф.
Федоров и другие), соотносящей образование с формированием
духовно-нравственной целостности личности. Важное значение
для определения методологических координат авторского подхода имела концепция
«онтопоэтики жизни» современного американского философа
А.-Т. Тименецки (6), а также исследования П. Херста и И. Шеффлера,
в которых обосновывается связь феноменологических, экзистенциальных и
педагогических идей. Обширный материал для теоретического осмысления
представлял опыт европейской (прежде всего, немецкой) феноменологической педагогики
(О. Больнов, М. ван
Манен, Р. Лохнер, А. Фишер, Ф. Шульц, М. Лангефельд, Ю. Хенингсен и
другие), развивающей идеи «жизненного мира» Э. Гуссерля.
В отечественной литературе последних лет появились лишь отдельные исследования
в области феноменологической педагогики (Н.М. Смирнова, О.Д. Федотова,
С.В. Кульневич), которые в отличие от нашей работы
не носят комплексного методологического и теоретико-практического характера. Феноменологическое
понимание образовательных процессов предполагает диалог философии и
педагогики, в процессе которого формируется особого рода знание, обозначаемое
авторами понятием «методологос образования». Он
предполагает критический взгляд на природу образования, исходя из накопленного
педагогического и философского опыта, и выступает совокупностью исходных
установок и принципов образовательной практики, формулируемых на основе феноменологической
философии. Каковы же они? Во-первых,
феноменологический подход в педагогике должен учитывать глубокие связи
человека со всем живым. По существу феноменология жизни и
человеческого состояния предстает обнаружением внутренних механизмов эволюции
природы и конструктивного расширения пространства всего живого в
неорганической, витальной и культурной сферах. Способности личности к
самоопределению через эстетико-поэтический, нравственный и рациональный
смыслы уходят своими корнями в глубины жизни. В этом свете совершенно
по-новому предстает сущность тех реалий, с которыми имеет дело образование.
Традиционная педагогика, исходившая из противопоставления природы и культуры,
оказывается витально беспредпосылочной.
Что же касается феноменологической педагогики, то, как и другие науки о
человеке, она должна найти доминанту в глубинах функционирования самой жизни.
Педагог-феноменолог не склонен преувеличивать роль
абстрактных теорий и делает ставку на рефлексивное
осознание, воспитание и образование детей. Феноменологическое отношение
преодолевает ситуацию отчуждения от мира и поддерживает тонкий баланс между
рефлексией и пониманием смысла в повседневной жизни. Первенство феноменологической
точки зрения в той или иной педагогической ситуации означает способность
отталкиваться от феномена как такового, а не от определенных идей, концепций,
теорий. Поэтому осмысление целей и задач образования может осуществляться
только в целостном контексте жизни. Во-вторых,
для современной педагогики важен индивидуальный жизненный генезис человека, в
процессе которого происходит развитие его личностных качеств. Виртуальные
жизненные силы кристаллизуются вокруг четырех уникальных человеческих центров
– воображение, память, интеллект и воля. В концепции феноменологии жизни
определяющим является самоиндивидуализирующий
характер жизни. Вопрос о том, как формирует и осуществляет духовный и
телесный проект саморазвития тот или иной индивид и какое место в нем
занимает учитель – один из важнейших в феноменологической педагогике. Если
авторитарная педагогика лишь провозглашала ценность творческой личности, а на
деле осуществляла социальный заказ на формирование индивида определенного
типа, то в феноменологии образования именно центры самоиндивидуализации
позволяют человеку активизировать весь аппарат чувственности, мышления,
нравственности и воли. Это методологически ориентирует современную школу на
развитие личности в пространстве многообразия культур. В-третьих,
ключевой становится идея диалога учитель и ученик как уникальных, самобытных
личностей. Диалог – это средство и состояние самореализации и индивидуализации
ребенка. Самоиндивидуализация в образовании должна
позволить ему стать активным, самостоятельным, умеющим осуществлять такие
основные виды деятельности, таких как труд, общение,
познание. Задача образования – помочь человеку выработать свою собственную
позицию в жизни, стать субъектом взаимодействия в этой жизни, субъектом
осуществления индивидуального Логоса жизни. В-четвертых,
важным критерием феноменологической педагогики является воспитание человека
как субъекта поступка, как творца собственной жизни. Задача школы в том,
чтобы, опираясь на индивидуальность ребенка, помогать ему
приобретать ответственный опыт свободного поведения. Язык и мышление педагога-феноменолога не когнитивны,
а рефлексивны. Основные усилия он направляет на
понимание и интерпретацию образа ребенка. Причем, он обращается непосредственно
к индивидуальному ребенку и оказывает ему педагогическую помощь. В таком
педагогическом диалоге общение всегда является личностным, особенным, конкретным,
деликатным, открытым. Таким образом, педагогическая культура в пространстве
феноменологии – это не только культура отношения к самой жизни, но и культура
выявления и развития самоиндивидуализирующего
характера человека. Наконец,
с точки зрения феноменологии жизни в новом свете предстает природа
интеллектуальных, нравственных и эстетических
способностей ученика. Эти способности образуют стержень творческой
деятельности личности. Именно творчество выражает меру человеческой
универсальности и позволяет личности расширить горизонты собственной жизни.
Выступая в единстве, поэтико-эстетическое, интеллектуальное и нравственное
чувство определяют содержание творческого акта. Все
три фактора в единстве создают новый креативный тип
мышления. Понимая это, педагог может
иначе смотреть на выбор средств для становления и развития детского творчества.
Функции креативной оркестрации
в учебной деятельности детей должны быть соотнесены с триумвиратом высших
ценностей: истины, добра и красоты. Поэтому заданные философской концепцией
параметры человеческого творческого акта необычайно важны в учебных и
воспитательных целях. В педагогико-методологическом плане феноменологическая педагогика
– это: 1) культура отношения к жизни в процессе ее конструктивного разворачивания;
2) культура выявления и развития детской индивидуальности; 3) культура
формирования творческого мышления в учебной деятельности ученика, освещенная
позитивностью эстетического, интеллектуального и морального чувства. Вернуть
процессам образования жизненность, сделать их более органичными по отношению
к природе, жизни, космосу, человеку – это и значит положить начало новой феноменологически
ориентированной педагогике. ЛИТЕРАТУРА: 1.
Запесоцкий А.С.
Образование: философия, культурология, политика. –
М.: Наука, 2003. – 456 с.. 2.
Куренкова Р.А.
Феноменология образования: вопросы теории и практики (опыт сотрудничества). –
Владимир: ВГПУ, 1999. С. 138-193. 3.
Куренкова Р.А.
Эстетика. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003. - 368 с. 4.
Эстетика –
Музыка – Образование (феноменологическая целостность). – Владимир, ВГПУ,
2001. - 308 с. 5.
Феноменологическая
эстетика музыки. Монография. – Владимир: ВГПУ, 2006. - 344 с. 6.
Tymieniecka A.-T. Logos and
Life. The passions of the Soul and Elements in the Onto-Poiesis
of Culture. – |
|