Сайт "Диалог XXI век"

Главная страница сайта congress2008

Секции конгресса

Список российских участников

Доклады по алфавиту участников

Доклады по секциямимпозиумам, круглым столам конгресса

 

 

Секция “Философия естественных наук”

 

Роль наук о жизни в переосмыслении современной философии

 

Лисеев Игорь Константинович

доктор философских наук, профессор

Институт философии (Россия, Москва)

liseev@iph.ras.ru

 

 

 

 

АБСТРАКТ

Философия, выступая как познание фундаментальных предельных оснований бытия и принципов его познания, одновременно всегда исторична, изменяема, отражая границы самопознания культуры своего времени.

В своих трансформациях философия подпитывается всеми составляющими культуры, в которой она функционирует. Среди них важное место занимает научная картина мира соответствующего исторического периода. Ныне в этой научной картине мира, предложенной науками о жизни, многие положения плохо согласуются с действующими философскими стереотипами, требуют их переосмысления.

В области онтологии – сопоставительное исследование объяснительных онтологических схем, представленных в разных областях научного знания, их осмысления и упорядочение. Создание новых принципов современного понимания философии природы. В области методологии – осмысление направлений трансформации методологического сознания, создание новых методологических конструктов, отвечающих требованиям времени. В области аксиологии - признание действия в качестве фактора эволюции и двигателя прогресса не только конкуренции, но и взаимопомощи, кооперации.

 

 

 

 

ABSTRACT.

Philosophy is the way of research of fundamental basis of being. It is always changeable and connected with history. It reflects the borders of its time’s culture.

In its transformations philosophy uses all cultural aspects. Scientific picture of the world takes very important place in between them. However, today natural sciences of life require rethinking of many philosophical stereotypes.

In ontology this is comparative research of ontological schemes. The foundation of new principles of modern philosophy of nature is required. In methodology this is the creation of new methodological constructions, analysis of transformations of methodological consciousness. In axiology this is acknowledgement of cooperation (not only competition) as a factor of evolution and engine of progress.

 

 

 

 

 «Философия» в прямом переводе с греческого языка – это любовь к мудрости. Но что такое мудрость? Надо полагать, что это не только умение размышлять о предельных основаниях бытия и познания, что обычно представляется как основная особенность философии. Это и умение ценить эти предельные основания с позиций самосознания культуры конкретного исторического периода. Философское знание всегда исторично и изменяемо, хотя и направлено на познание фундаментальных основ бытия и принципов его познания. Как тут не вспомнить знаменитое Гегелевское высказывание: «Философия – это эпоха, схваченная в мысли». Когда философы забывают об этой историчности философского сознания – философия отрывается от реальной жизни, не получает от нее никаких стимулов и сама ничего не дает ей взамен. Именно об этом писал на рубеже XIX и XX веков Альберт Швейцер, возлагая на философия основную ответственность в закате культуры того времени.

Но не напрашивается ли здесь некоторая аналогия  с нашим временем? Вновь мы живем в условиях глубинного, системного цивилизационного кризиса. Вновь рушатся все привычные цивилизационные тренды и коды, длительное время определявшие нормы цивилизационного развития. И вновь философия очень вяло и инертно реагирует на эти вызовы времени, не модифицируется в связи с ними, не отвечает на них.

В огромном перечне проблем, вызванных к жизни нашим временем видное место занимают проблемы, возникшие на основе развития научного знания и прежде всего знания, полученного в развитии наук о жизни. Примечательно, что еще в 1978 году на Всемирном философском Конгрессе в Дюссельдорфе первая секция Конгресса обсудила тему «Биология и вызов, который она бросает философии». С тех пор прошло 30 лет. Вызовы, идущие от всего комплекса наук о живом, неизмеримо возросли. Сейчас не только научная литература, но и все средства массовых коммуникаций полны рассуждениями о клонировании и эфтаназии, о трансгенных  и генно-модифицированных продуктах, о манипуляциях со стволовыми клетками и т.д. и т.п. Но в философском знании практически нет, или почти нет ответов на все эти вызовы. Ответы эти, естественно, должны быть не сугубо прагматическими, а глубинно-философскими, намечающими как в связи с подобными вызовами могли бы измениться действующие онтологические, познавательные и ценностные философские установки. Ф.Фукуяма в своей работе «Наше постчеловеческое будущее», характеризуя происходящую ныне биотехнологическую революцию, отмечает, что это революция не просто нарушение или ускорение размеренного хода событий. Она приводит к тому, что будущее человечества оказывается открытым, непредзаданным и в решающей степени зависит от наших нынешних решений и действий. А  эти решения и действия очень трудно предпринимать на основе действующих архетипов философского знания, традиционно отражающих пройденный путь цивилизационного развития и не готовых к освоению (или обсуждению) новых инновациооных инвектив.

Поэтому одной из первоочередных задач философского осмысления мира живого представляется задача сознания целостного образа биологии во всех ее воздействиях и применениях. Философия биологии при этом не может быть до и вне биологии заготовленным комплексом методологических проблем, либо методологических средств исследования. Она формируется как конкретное историческое образование, зависимое от токов как сверху (от определенного уровня современной методологической культуры) так и снизу (от уровня и характера научно-теоретических исследований в биологии). Ибо современное философское познание не существует под биологическим. Оно непосредственно выводится из него, вычленяется как элемент, сторона реальности, создающейся в ходе научного исследования. Современная философия в отличие от  натурфилософии рассматривает свой объект не изолированно от конкретных форм познания, но как его результат, итог взаимодействия субъекта и предмета природы. Философия имеет дело со «второй реальностью», созданной наукой, т.е. в случае познания закономерностей живых систем – с биологической реальностью, которая изменяется по мере развития наук о жизни.

Осознавая всю многогранность, многоплановость и нелинейность поставленной задачи, наметим лишь основные направления в её решении. Ответы философии на вызовы биологии, с нашей точки зрения, должны быть отражены в трансформации действующих ныне онтологических, методологических и аксиологических установок.

В онтологическом аспекте особое внимание должно быть привлечено к исследованию онтологических схем, представленных как в различных науках, так и в разных направлениях одной науки. Естествознание наших дней имеет дело с множеством картин природы, онтологических объяснительных схем, зачастую альтернативных друг другу или не связанных между собой. Это ведет к непониманию, несовпадению картин мира, предлагаемых различными областями научного знания. В частности в биологии из-за этого так и не преодолен разрыв эволюционного, организационного и функционального подходов к исследованию живого.

Задача трансформации онтологического направления в ответах  на вызовы биологической науки видится в выявлении онтологических моделей, лежащих в основаниях различных подразделений современной науки о жизни, рефлексивной работе по осмыслению их сути, взаимоотношений друг с другом, их рационализации и упорядочению.

Проведенная работа в конечном итоге должна вести к новому пониманию природы, освобожденному от натурфилософских представлений о природе как существующей вне и независимо от человека. Фундаментальными абстракциями, консолидирующими новую концепцию философии природы становятся идеи глобального эволюционизма, коэволюции, человекоразмерности естественнонаучных концепций.

Философия природы из некоей мировой схематики, характерной для натурфилософии, становится философскими размышлениями человека, существующего в природной среде, вовлеченного в сложную сеть взаимоотношений с природой. Природа втянута в горнило человеческой деятельности и не может быть осмыслена вне этих отношений, вне исторического мира культуры.

В методологическом плане трансформация философского знания под давлением реалий биологического познания должна способствовать осознанию того, как новые методологические конструкты ведут к инновационному выходу за пределы существующих стандартов. Осознание и формулировка в биологии новых методологических принципов, имеющих порождающий характер, как правило вела к становлению новой картины биологической реальности. Это ярко проявилось в процессе утверждения в биологии новых познавательных установок целостности, организации, эволюции, системности. Сейчас на повестке дня – утверждение нового познавательного конструкта – коэволюции, отражающего механизм сопряжения организации и эволюции материальных систем. Идея коэволюции может стать новой парадигмальной установкой культуры XXI века может задать новые перспективы для синтеза естественных и социальных наук, преодолеть ограниченности натурализма, социлогизма и историцизма, объединить альтернативные стратегии элементаризма и системности, эволюционизма и структурализма.

Весьма важные изменения, как представляется, должны произойти и в среде аксиологии. Ведь все цивилизационные установки техногенного общества, ориентированного на идею прогресса, принимают фактор конкуренции, соревновательности, взаимной борьбы в качестве ведущего фактора прогресса, ссылаясь при этом на Дарвиновское положение о борьбе за существование. Однако в биологии уже давно показана альтернативность этой позиции. Так, одним из первый российский ученый К.Ф.Кесслер, за ним П.А.Кропоткин и др. обратили внимание  на то, что наиболее приспособленными часто оказываются не те, кто физически сильнее и агрессивнее, а те, кто лучше объединяется, кооперируется, помогает друг другу. Это привело к созданию концепции, согласно которой взаимная помощь выступает как ведущий фактор эволюции и двигатель прогресса. Эта позиция получает поддержку и в современной литературе (Б.Л.Астауров, В.П.Эфроимсон, Л.В.Крушинский и др.). Современный физиолог бактерий академик Г.А.Заварзин, критикуя рыночную концепцию конкуренции утверждает: главный тезис анти-рыночной концепции – фундаментальное положение организма в трофической системе предполагает в первую очередь кооперацию, а не конкуренцию. (ж. Природа № 3, 1995 г.). Трудно переоценить значение этих идей, перенесенных из сферы биологии в сферу социума и закрепленных отрефлексированной философской мыслью.