Сайт "Диалог XXI век"

Главная страница сайта congress2008

Секции конгресса

Список российских участников

Доклады по алфавиту участников

Доклады по секциям,симпозиумам, круглым столам конгресса

 

 

Секция “Философия истории”

 

ПЕРЕОСМЫСЛИВАЯ ФИЛОСОФИЮ ИСТОРИИ В ДУХЕ ГУМАНИЗМА

 

Панфилова Татьяна Васильевна

Д.ф.н., профессор

( Москва)

panta@inbox.ru

 

 

 

 

Философия истории – это самосознание эпохи. Она обеспечивает историю как научную дисциплину мировоззренческой и методологической основой. Философия истории представляет собой продукт философской рефлексии над развитием мира и превратностями человеческой жизни. Она призвана помочь нам понять мир, в котором мы живём, выявить его тенденции, чтобы предсказывать будущее, осознать нашу роль в истории и возможности изменить в нём хоть что-нибудь.

Являемся ли мы субъектами истории? Можно ли считать глобализацию результатом нашей деятельности? Что делать, чтобы наш мир стал хоть чуточку человечнее? Вот вопросы нашего времени, связанные с гуманизмом. Великие философские системы прошлого не дают на эти вопросы удовлетворительного ответа. Отвечать на них надо нам самим. Но желательно при этом учесть опыт наших предшественников. Значит, нам нужна новая философия истории, отвечающая требованиям гуманизма. Просто добавить гуманизма в прошлые великие исторические схемы было бы недостаточно. Если гуманизм становится необходимым понятием данной теории, придётся пересмотреть все понятия в соответствии с гуманистической интерпретацией исторической реальности. В то же время и понимание гуманизма надо перетолковать с исторической точки зрения, с тем чтобы выявить его историческое содержание.

Хотелось бы предложить некоторые подходы к гуманистической философии истории. Теоретически рассуждая, она должна бы быть целостным мировоззрением эпохи, включающим в себя как онтологию, так и гносеологию. Но пока мне хотелось бы остановиться лишь на некоторых положениях, особенно касающихся представлений о гуманизме.

Отличительная особенность гуманизма выражена в категорическом императиве Канта: другого человека, как, впрочем, и самого себя, всегда надо рассматривать только как цель, но не как средство. Впрочем, в таком виде это требование морали по отношению ко всем и на все времена безотносительно к историческим или общественным условиям. Оно не привязано ни к какой исторической реальности. Поэтому нормативная точка зрения бесполезна для философии истории.

Наша задача заключается в том, чтобы выявить реальное историческое содержание гуманизма. Оглядываясь назад в историю, мы обнаруживаем, что гуманизмом называется тенденция свободного человеческого развития, возникающая вместе с капиталистическим способом производства, ибо последний нуждается в человеке, способном сделать себя целью собственного развития и нести ответственность за свои деяния, в противовес представителям других общественных систем, жестко привязанных к определённой социальной страте или  группе и ограниченных её возможностями и требованиями.  Предлагаю определить гуманизм как исторически обусловленную систему взглядов, в которой человек признаётся самодовлеющей ценностью и самостоятельным субъектом собственной деятельности, развитие которого по законам этой деятельности считается необходимым условием общественного развития.

Соотнеся гуманизм с историей,  мы находим объективную основу для пересмотра философии истории на гуманистический лад. Гуманизм нельзя уже считать только благим намерением, он обретает историческое содержание. Историческое истолкование гуманизма зависит от взгляда на единство истории, поскольку лишь целостный исторический процесс обладает диалектически противоречивыми тенденциями, и важнейшими из них являются тенденции человеческого развития. Предлагаю назвать одну из них гуманистической, а другую – отчуждающей. Обе они могут подразумевать развитие личности, но в гуманистической тенденции саморазвитие личности признаётся основной ценностью общественной жизни, тогда как отчуждающая тенденция проявляется в том, что ценностью признаётся не развитие человека самого по себе, а только его развитие в качестве активной составляющей производительных сил. Обе тенденции возникли в ходе формирования всемирно-исторического процесса и продолжают развёртываться до сего дня. По мере образования единого всемирно-исторического процесса создавались условия для становления гуманизма и возникновения всемирно-исторического субъекта.

Гегель не занимался вопросом о возникновении всемирно-исторического субъекта. В его понимании история представляет собой обезличенный единый процесс развёртывания чистого разума, являющегося одновременно и субстанцией, и субъектом. По Гегелю, единство истории логически предшествует истории человечества и не зависит от человеческой деятельности.

Многие философы выражают несогласие со взглядами Гегеля, однако, если они всё-таки признают единство истории, то, как ни странно, тоже выносят его за пределы человеческой деятельности, подобно Гегелю. Например, согласно К.Ясперсу, единство истории только реализуется людьми; природа же его непостижима.

Я согласна с утверждением К.Маркса о том, что единство истории – это исторически обусловленный продукт человеческой деятельности, результат международного разделения труда, создаваемый в ходе совместной деятельности всех его участников.  Получается, что историки имеют дело с двумя различными типами исторической реальности: один из них – единая всемирная история, т.е. всемирно-исторический процесс, для которого характерно наличие действительных связей между всеми историческими и социальными явлениями; другой тип представляет собой набор различных культур и обществ, которые могут поддерживать отношения друг с другом, а могут  развиваться обособленно без всяких контактов. 

Мне представляется очень важным различать историю («историю вообще») и всемирную историю (всемирно-исторический процесс), хотя современные историки обычно такого различения не проводят. Предлагаю использовать термин «история» для обозначения любых событий и человеческих проявлений в прошлом или настоящем. Под термин «история» подпадают любые явления, если только они имеют отношение к человеческой жизни – вот и всё! Связаны ли эти явления между собой в действительности или нет, в данном случае не имеет значения. Тем самым «история» оказывается не понятием, а всего лишь обозначением некой исторической реальности, выделенной по усмотрению исследователя. Всемирная история, напротив, - это понятие, охватывающее историю в её целостности, сложившейся в результате международного разделения труда, что, в свою очередь, означало превращение капитализма в глобальную систему. Вот почему проблема единства истории была осознана так поздно – только в гегелевской философии истории. Пока не сложился целостный исторический процесс, отсутствовала объективная основа для такой постановки вопроса.

В эпоху глобализации решение многих проблем, включая гносеологические, зависит от того, различаем ли мы эти термины. Особенно важной представляется проблема всемирно-исторического субъекта в её связи с развитием гуманизма.

Понятие всемирно-исторического субъекта разработано Марксом. Он полагал, что в ходе становления всемирной истории человек будет преодолевать ограниченность собственного существования, а благодаря совместной деятельности всех участников всемирно-исторического процесса будет создаваться всемирная история. Иначе говоря, в ходе создания всемирной истории формируется всемирно-исторический субъект, благодаря чему всемирно-исторический процесс обретает человеческое содержание и превращается в процесс саморазвития личности.

Процесс глобализации убеждает нас в том, что Маркс был слишком большим оптимистом. В действительности глобализирующийся мир обесчеловечивается, гуманизма в нём всё меньше и меньше. Люди по-прежнему участвуют в процессе глобализации в качестве отчуждённой производительной силы. Поэтому-то у глобализации нет ни человеческого содержания, ни очеловеченной цели.

Описанная Марксом ситуация имела бы место лишь в том случае, если бы гуманистическая тенденция возобладала. К сожалению, ныне преобладает отчуждающая тенденция. Ситуация отчуждения находит своё отражение в современных концепциях глобализации. Так, И.Валлерстайн в своей теории капиталистической мир-экономики даже не упоминает ни о саморазвитии личности, ни о всемирно-историческом субъекте. На мой взгляд, это означает, что мировая капиталистическая система и сегодня остаётся столь же отчуждённой, какой была и раньше, и достаточно успешно функционирует без человеческого содержания всемирной истории. Необходимо осознать сложившееся положение вещей и усовершенствовать его в гуманистическом отношении. Если всё-таки гуманистическая тенденция возобладает, единая всемирная история окажется процессом саморазвития личности. Чем человечнее становится история, тем больше она наполняется смыслом и тем большей ценностью становится она для человека. Смысл всемирной истории не предзадан ей, как обычно утверждают религиозные философы. Он проистекает из самого всемирно-исторического процесса в качестве его существенной составляющей, если усиливается гуманистическая тенденция.

Теперь хотелось бы упомянуть некоторые проблемы исторического познания. Каждая страна вступала во всемирную историю со своим духовным багажом, естественным для представителей данной культуры и непонятным для всех прочих. Встал вопрос о взаимопонимании. Начали проводиться компаративистские исследования. В настоящее время философская компаративистика успешно развивается. Однако проблем по-прежнему очень много, и наиболее трудной представляется проблема познания духовного наследия каждой культуры представителями других культур. В то же время не следует упускать из виду то обстоятельство, что субъект познания меняется вместе с меняющимся объектом. Но приняв это к сведению, мы сталкиваемся ещё с одной проблемой: на сей раз мы имеем дело с наследием различных культур, включённых в единую систему отношений, в рамках которой явления культуры обретают новые значения. Оказавшись частью всемирно-исторического процесса, культурное наследие начинает функционировать не так, как раньше. И действительно, мы имеем дело с наследием уже в том виде, как оно воспроизводится нынешними его носителями, включёнными в совместную международную деятельность, а вовсе не с тем, как оно сложилось когда-то в древности. Отсюда следует, что познаваемость духовного багажа каждой культуры зависит от уровня развития всемирно-исторического субъекта. Осуществляя совместную деятельность, представители всех культур должны хоть немного измениться, чтобы притереться друг к другу. В конечном счёте, надо выработать систему взаимоотношений и взаимного общения, приемлемую для всех. Всемирно-историческим субъектом станет человек, обогащённый всеми культурами; культуры же будут развиваться, двигаясь навстречу друг другу. Не ради подавления кого бы то ни было, а ради взаимного обогащения.

Итак, философия истории и в наше время не менее важна, чем это было в прошлом, но она нуждается в том, чтобы её переосмыслили в гуманистическом духе, ибо решение многих проблем современного мира зависит от того, какое будущее уготовано гуманизму.